Главная » 2011 » Май » 31 » Новая история масляных красок
16:27
Новая история масляных красок
Новая история масляных красок

В большинстве европейских учебников по истории и живописи говорится, что живопись масляными красками была изобретена в XV веке в Европе. Однако сейчас эта теория опровергнута. Парадоксально, но в некоторой степени этим открытием ученые обязаны одному из самых отвратительных актов вандализма.

В 2001 году талибы разрушили две древнейшие гигантские статуи Будды в районе Бамиан в 140 милях к северо-западу от Кабула. 55-метровые статуи, высеченные в скалах из песчаника в VI веке, являлись самыми большими в своем роде. От действий талибов пострадали и пещеры, стены которых были украшены рисунками, выполненными в V-IX вв. до н. э.

Однако этот громкий акт вандализма привлек к пещерам внимание общественности, и именно здесь ученые совершили ошеломляющее открытие, обнаружив выполненые маслом изображения сцен из жизни Будды, сделанные за сотни лет до того, как масляные краски появились в эпоху Возрождения в Европе.

Проведя анализ бамианских рисунков в Европейском центре синхротронного излучения (ESRF) в Гренобле, ученые доказали, что они были выполнены масляными красками за несколько веков до того, как ее «придумали» европейские художники, догадавшиеся добавлять пигменты в олифы, – например, вареное льняное масло. Специалистами ESRF датировали бамианские рисунки серединой VII века до н.э.

Рисунки изображают эпизоды из жизни будд, одетых в ярко-красные одежды и сидящих, скрестив ноги, посреди пальм и мифических существ. Другие сюжеты наскальных картин – замершие в коленопреклоненной позе обезьяны, стоящие лицом к лицу мужчины, причудливо переплетенные пальмовые ветви.

12 из 50 пещер в Бамиане украшены стеной росписью, выполненной в технике масляной живописи. При изготовлении красок могло использоваться ореховое и маковое масло, считает Йоко Танигучи, специалист Национального исследовательского института культурных ценностей в Токио, сотрудничающая с Центром по исследованию и реставрации экспонатов французских музеев (структура французского Национального центра научных исследований) и Институтом сохранения культурного наследия Гетти.

«Это самый ранний образец масляной живописи в мире. Вообще олифа использовалась уже древними римлянами и египтянами, но только для изготовления медицинских препаратов и косметики», – объясняет Танигучи, руководившая исследованием.

«Мои европейские коллеги были шокированы, потому что всегда считали, что масляные краски были изобретены в Европе. Они не могли поверить, что эта техника могла существовать в нескольких буддистских пещерах в глубокой провинции», – добавляет она.

Проверив свои выводы с помощью нескольких методов, ученые смогли с уверенностью заключить, что древние художники использовали масляные краски. Об этом сообщил Марин Котт, один из исследователей, задействованных в работе. «Нам нужны были различные техники, чтобы составить полную картину», – пояснил он.

Результаты работы показали наличие в составе красок большого количества пигментов. Кроме того, ученые выявили природные и искусственные пигменты. Помимо красок, созданных на основе масла, при росписи использовались и краски на основе смол, белков и в некоторых случаях смолистого, лакообразного вещества.

Составы, основанные на белках, могут указывать на использование художниками мездрового клея или яиц. Изучив различные пигменты, ученые пришли к выводу, что художники древности часто пользовались свинцовыми белилами – основным карбонатом свинца. С эпохи античности и до наших дней они широко употреблялись для изготовления не только красок, но и косметики, например, пудры.

Авторами найденных рисунков скорее всего были художники, путешествующие по Великому шелковому пути – древнейшему торговому маршруту, идущему из Китая по пустыням центральной Азии на Запад. Другие ранние цивилизации, включая те, которые были созданы на территории современных Ирана, Китая, Турции, Пакистана и Индии, также могли использовать похожую технику, однако живопись этих стран не стала объектом такого пристального изучения специалистов.

Результаты работы ученых были представлены на научной конференции в Японии в январе, но широкая публика смогла с ними ознакомится только сейчас, после публикации в издании Journal of Analytical Atomic Spectrometry.

Взято с http://www.gzt.ru

Категория: Краски | Просмотров: 1056 | Добавил: Blikanov | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]